Версия для слабовидящих

Советы логопеда

Как можно развивать речь?

 

1.    Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.    Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3.    Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

-       какими словами, красками можно описать время года;

-       расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)

-       играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?

-       играйте в слова с противоположным значением (антонимы)

4.    Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.    Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6.    Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7.    Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить.

Будьте чуткими к своему малышу.

 
 

Игры и упражнения для детей 2-4 лет

 

 

1.     Волшебный мешочек

Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.

2.     Тактильные дощечки

Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.

 

3.     Пальчиковый бассейн

Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.

 

4.     Кручу-верчу

(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)

Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.

 

5.     Веревочка

Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.

 

6.     Прищепки

Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.

 

7.     Упражнения с речевым сопровождением

Лиса.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:

“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”

 

Ворона.

Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:

“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось - фантик.”

 

Собаки.

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:

Подпись: ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”

 

1.     Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами.Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:

Небо синее в России

Реки синие в России- загибают по одному пальчику.

Есть и клены, и дубы- пальцы изображают “ветки”

А какие есть грибы! - Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.

 

Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.

 

2.     Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек

3.     Пальчиковый театр.Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими.

4.     Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.

Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.

Советы психолога

Родителям о проектах